В эксклюзивном интервью F1News.Ru Николай Фоменко весьма откровенно рассказал о сложной ситуации, в которой находится Marussia Virgin Racing, объяснил, какие шаги предпринимаются, чтобы исправить положение, а также поведал, чему он учится на посту главы инженерного департамента команды...
Вопрос: Такое впечатление, что сейчас в чемпионате есть две команды, дела в которых идут явно не по сценарию. Это Williams и Marussia Virgin. Но если в Williams бьют в колокола, открыто говорят о проблемах, проводят какие-то структурные преобразования, готовят кадровые перестановки, то о ситуации в вашей команде можно только гадать...
Николай Фоменко: Наверное, люди, которые работают в Формуле 1 и вокруг нее, понимают, что мы тоже заняты делом. У нас серьезные, далеко идущие планы. Я не хотел бы сейчас делать каких-то заявлений, но изменений будет много. Конечно, когда они будут происходить, мы о них будем уведомлять. Они уже начались, но, по-моему, всяких заявлений уже было слишком много. Я не сторонник этого, и пытаюсь с этим всячески бороться внутри команды, добиваюсь, чтобы сначала мы делали дело, а уже потом заявления.
Но ситуация выглядит следующим образом: мы на переломном этапе. Я настаиваю на том, что мы должны максимально хорошо ехать на той машине, которая у нас есть. Сегодня можно любому из 24 гонщиков дать Red Bull RB7, и он покажет примерно такие же результаты, как Себастьян Феттель. А у Marussia Virgin есть вот такая машина. И сегодня мы не обсуждаем, кто виноват и почему так вышло. Мы сами знаем свои ошибки и, конечно, будем продолжать работать с нашей MVR-02, не собираемся опускать руки и просто докатывать сезон. Будем делать все, что возможно.
Я не хочу говорить о трудностях, о допущенных ошибках, или говорить, что эти ошибки были допущены до меня, и я получил эту машину в таком виде, и сейчас пытаюсь все исправить. В любом случае, если посмотреть статистику, то видно, что мы не прибавляем, однако отставание не увеличивается. Значит, обновления, которые мы готовим, эффективны, и мы движемся в правильном направлении. Но, поверьте, работать с этой машиной трудно, и что-то исправлять очень сложно, если не невозможно.
Вопрос: Когда вы осознали всю сложность проблемы?
Николай Фоменко: После тестов в Хересе. Тогда нам еще представлялось, что мы что-то можем сделать, но оказалось, что вопросов слишком много. И, все-таки, скажу так: тот шок, который сейчас испытывает Williams, он гораздо страшнее, чем шок, который испытали мы. За столько лет в Формуле 1 они привыкли выступать чуть лучше или чуть хуже, - но так, чтобы результаты были просто провальными...
Лично я благодарен этой ситуации. Была бы у нас сейчас хорошая машина, и мы бы уже опережали Team Lotus и боролись за 12-14-е место, или за 10-е от случая к случаю, я не уверен, что нам бы удалось вырасти поступательно в серьезную команду. А мы действительно планируем стать серьезной командой.
Вопрос: Т.е. сейчас вы проходите очень жесткую школу, ведь именно в такой ситуации можно всему научиться?
Николай Фоменко: Несомненно. Причем, в кратчайшие сроки. Могу только сказать, что мы начинаем работать в аэродинамической трубе, и команда готовится к переезду на новую базу. Больше я ничего говорить не буду, - и так понятно, что это очень серьезные решения. И в целом мы уже приступили к разработке новой машины для 2012-го года.
Вопрос: Одна из главных тем, которая обсуждается сегодня в паддоке - это решение FIA, направленное на возможное ограничение эффективности выхлопных систем, взаимодействующих с диффузорами, которое всех сильно удивило. В прессе появилась версия, что это решение, возможно, было инспирировано командами, работающими с моторами Cosworth. Назывались Williams и Marussia Virgin. Доказательств, вроде бы, нет, но приводятся некие фразы из интервью руководителя Marussia Virgin Джона Бута агентству Reuters, где можно усмотреть какие-то намеки...
Николай Фоменко: Во-первых, я опровергаю эту информацию. Скорее всего, слова Бута были неверно восприняты. Джон не мог заявить, что таким образом мы хотим уравнять наши шансы. В этом нет никакого смысла. Я отвечаю за то, что никто из руководства команды, тем более, Джон Бут, ничего подобного не имел в виду. Во-вторых, наша команда не имеет такого влияния, и не может иметь такого влияния, чтобы рассчитывать на какое-то эффективное сепаратное давление на FIA.
Я считаю, что все это некие пробные шары, которые запускает федерация. Как известно, президент FIA Жан Тодт готовит массу новшеств и для 2012-го, и для 2013-го года. Возможно, таким образом, проверяются какие-то управленческие возможности федерации, ее способность оказывать давление на команды. Поверьте, ни Williams, ни тем более Marussia Virgin не могли себе этого позволить.
Вопрос: Если вернуться к ситуации, в которой находится ваша команда: какие шаги будут предприняты в ближайшее время, чтобы ее переломить?
Николай Фоменко: Мы прикладываем для этого все усилия. Надеюсь, после Канады мы приступим к работе в аэродинамической трубе. С этой машиной, которая у нас есть сейчас. В ближайшее время MVR-02 получит новый дифференциал. Надеюсь, это будет значительным шагом вперед. Дальше таких шагов будет больше.
Ситуация сложная, есть целый комплекс факторов. Ведь даже внутри команды существует миллион мнений, и все это нужно переваривать, приходить к общему знаменателю. Но главное, мы начинаем походить на команду. Если раньше это были три отдельные организации, то сейчас - единое целое. Так или иначе, но мы двигаемся вперед и стоим на правильном пути.
Вопрос: Как идет ваше вживание в новую роль - главы департамента инжиниринга Marussia Virgin?
Николай Фоменко: Самое главное, чему я учусь, - я учусь восприятию другого менталитета. Как обычно делают наши соотечественники? Ворваться на белом коне, в бурке, с шашкой, всех порубать, одних уволить, другим отказать, будет так - и все. Я же, прежде всего, стараюсь глубже понять чужую культуру. Надеюсь, команда, в общем и целом, поверила мне, приняла меня, и моя задача в том, чтобы не допустить ошибок - человеческих и технических.
Конечно, требуется умение быть открытым, правильно общаться, не вести себя, как владелец, который решил поиграть в менеджера или инженера. Нужно доказать серьезность своих намерений, и этот процесс не должен выглядеть как борьба, - мы должны действовать как единая команда, и сейчас мы уже на 90% к этому приблизились.